О порядке осуществления общественного жилищного контроля в Российской Федерации

К нам в общественную организацию часто обращаются жители с вопросом: что же такое общественный жилищный контроль (ОЖК) и как защитить свои жилищные права? В ноябре 2018 году в городе Спасск -Дальний проходил семинар по теме: Новеллы жилищного законодательства в области управления жилищным фондом. На семинаре, который проходил при содействии Администрации Приморского края и ПРОО “Центр защиты прав потребителей и граждан в сфере ЖКХ”, мною был сделан доклад “О порядке осуществления общественного жилищного контроля в Российской Федерации”. Предлагаю вниманию гостей сайта и всех заинтересованных лиц основные тезисы к докладу. Главной целью настоящего доклада является разъяснение сложных правовых вопросов в области ОЖК.

            В какой мере и как общественные организации при ОЖК защищают права потребителей жилищно-коммунальных услуг?

            В ст. ст. 45, 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” определены права, обязанности и компетенция Общественных организаций и объединений потребителей (их ассоциаций и союзов).

ПРОО “Центр защиты прав потребителей и граждан в сфере ЖКХ”, иные общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

  • участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
  • распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
  • участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).
  • предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Последний указанный способ защиты жилищных прав, на наш взгляд, очень существенный, действенный (ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”.  При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу) всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

            Прежде всего отмечу, что система ОЖК нашла свое окончательное оформление после издания Правительством Российской Федерации Постановления от 26 декабря 2016 г. N 1491″О порядке осуществления общественного жилищного контроля”.

Известно, что нарушение жилищных прав его субъектами может обеспечиваться следующими действиями:

  • обратиться о нарушении, как заявителю, на основании Федерального Закона 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;
  • обратиться о нарушении, как потребителю, в порядке Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I “О защите прав потребителей”;
  • обратиться в правоохранительные органы при наличии признаков преступления в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ;
  • самостоятельно осуществить общественный контроль в соответствие с Федеральным Законом 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ».

            Последний способ появился лишь 3 года назад с принятием рассматриваемого постановления Правительства РФ и является относительно новым. В Приморском крае пока данный способ защиты права еще не нашел своего достаточного распространения.

Какое ведомство дает разъяснения о применении Правил осуществления жилищного контроля?

– Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).

Каковы цели осуществления общественного жилищного контроля (ОЖК)?

  • Обеспечения прав и законных интересов граждан, предусмотренных жилищным законодательством;
  • Повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия (в том числе Управляющих компаний и ТСН), предусмотренные жилищным законодательством органы и организации, осуществляющие деятельность в жилищной сфере).

Так, в сферу ОЖК входят в том числе вопросы:

  • обеспечение неприкосновенности жилища и недопустимости его произвольного лишения (ст. 4 ЖК РФ);
  • правильность учета муниципального жилищного фонда (с. 13 ЖК РФ);
  • реализация органами местного самоуправления полномочий по предоставлению жилья малоимущим (ст. 13 ЖК РФ);
  • обоснованность решений о признании /непризнании жилых помещений непригодными для проживания (с. 13 ЖК РФ);
  • соблюдение правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений;
  • соблюдение требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива;
  • соблюдение требований о порядке принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом;
  • соблюдение требований к заключению договоров о выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и выполнении договора;
  • нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ,  в т.ч. в части нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
  • нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
  • нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе;
  • соблюдение правил перевода жилые помещения в нежилые и нежилые помещения в жилые.

Кто являются субъектами общественного жилищного контроля?

  • Общественная палата Российской Федерации,
  • Общественные палаты субъектов Российской Федерации,
  • Общественные палаты (советы) муниципальных образований,
  • Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти,
  • Общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ,
  • Общественные советы при органах местного самоуправления,
  • Общественные объединения,
  • иные некоммерческие организации,
  • Советы многоквартирных домов.

Субъект общественного жилищного контроля является организатором ОЖК.

Какова роль граждан при осуществлении общественного жилищного контроля?

– Они участвуют в ОЖК в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов.

Общественные эксперты – это специалисты, обладающие специальными знаниями и (или) опытом в сфере жилищного законодательства.

Постановление  не предъявляет требований ни к их образованию, ни к стажу, в течение которого они приобретали необходимый опыт.

Кто принимает решение о проведении общественного жилищного контроля?

– Субъект общественного жилищного контроля.

Какие сведения должно содержать решение о проведении ОЖК?

– Сведения о:

  • предмете и форме общественного жилищного контроля;
  • его организаторе;
  • сроках (продолжительности);
  • процедуре его проведения и определения результатов, в т.ч. о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля;
  • иные сведения, включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.
  • если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки данные (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки;
  • в форме общественных (публичных) слушаний – дату, время и место проведения, способы выражения участниками своего мнения, порядок получения доступа к материалам, имеющимся у организатора общественного обсуждения либо общественных (публичных) слушаний и касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение либо на общественные (публичные) слушания.

Каким образом решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля?

– Посредством его размещения в информационной – телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), а с 1 июля 2017 г. – в т.ч. посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Что является предметом ОЖК? –

  • акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы;
  • действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.
  • Обратите внимание: в качестве предмета контроля не указаны действия (бездействия) должностных лиц.

Какие права имеют общественные жилищные инспекторы?

 

  1. Запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
  2. Беспрепятственно по предъявлении удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа общественного жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах;

с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования;

проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 настоящего Кодекса, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования;

  1. Проверять соответствие устава ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации;
  2. По заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять:
  • правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ,
  • правомерность избрания общим собранием членов ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива правления ТСЖ, ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива,
  • правомерность избрания общим собранием членов ТСЖ или правлением ТСЖ председателя правления такого товарищества,
  • правомерность избрания правлением ЖК, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива,
  • правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса,
  • правомерность утверждения условий этого договора и его заключения,
  • правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
  • правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
  • правомерность утверждения условий данных договоров;
  1. выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
  2. направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений».

            Отмечу: Для общественных инспекторов, не предусмотрено право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Организатор общественной проверки должен довести до руководителя проверяемого органа, организации информацию о факте проверки, порядке и сроках ее проведения (длительность проверки не может превышать 30 дней), порядке определения результатов проверки. При подготовке проверки в проверяемую организацию, может быть направлен запрос о предоставлении необходимых для проверки документов и материалов.

По итогам общественной проверки составляется акт (итоговый документ), в котором отражаются:

  • основания для проведения проверки;
  • перечень документов и материалов, которые изучались во время проверки;
  • установленные документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушений или запись об их отсутствии;
  • выводы о результатах проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

            Итоговый документ (акт) вручается руководителю проверяемой организации (органа), размещается в сети «Интернет», направляется другим заинтересованным лицам (органам власти, местного самоуправления, Госжилинспекцию, прокуратуру и т.п.).

Каковы могут быть формы общественного жилищного контроля?

– В соответствие с Федеральным законом “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” такими формами могут быть:

  • общественный мониторинг;
  • общественная проверка;
  • общественное обсуждение;
  • общества экспертиза.

            Что включает в себя процедура проведения общественного жилищного контроля? – Описание действий и мероприятий, включающее сроки и способы их совершения, например: 

Действие

Мероприятия

Сроки

Способы

1
2.

Каковы требования к открытости общественного жилищного контроля?

– Он осуществляется субъектом общественного жилищного контроля публично и открыто с использованием данных, полученных из общедоступных источников, в том числе из сети “Интернет”.

Кто проводит общественную проверку?

– Общественные инспектора.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” общественный инспектор имеет право:

  • получать информацию, необходимую для проведения общественной проверки,
  • подготавливать по результатам общественной проверки итоговый документ (заключение) и участвовать в его подготовке,
  • высказывать особое мнение в итоговом документе.

Кто проводит общественную экспертизу?

– Общественные эксперты либо сформированная экспертная комиссия, сформированная субъектом общественного жилищного контроля из общественных экспертов. Количественный состав, порядок формирования и осуществления деятельности экспертной комиссии определяется субъектом общественного жилищного контроля.

Общественный эксперт вправе подготавливать по результатам общественной экспертизы итоговый документ (заключение) либо участвовать в подготовке общего итогового документа (общего заключения).

Как стать общественным инспектором или общественным экспертом?

– Для этого гражданин в течение 10 дней со дня размещения решения о проведении общественного контроля в сети “Интернет” направляет субъекту общественного жилищного контроля запрос о привлечении его для проведения общественной проверки и (или) общественной экспертизы с указанием своих данных (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация, место работы, опыт работы) любым способом по своему усмотрению, позволяющим подтвердить дату направления и получения запроса.

После этого субъект ОЖК рассматривает запрос в течение 5 дней со дня его получения и принимает решение о включении (невключении) заявителя, направившего запрос, в состав соответствующих общественных инспекторов и (или) общественных экспертов.

Каков итог общественного жилищного контроля?

– По результатам проведения общественного жилищного контроля субъектом ОЖК оформляется итоговый документ.

Если при проведении ОЖК осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие документы.

Субъекты ОЖК обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети “Интернет”, а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

При необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления

Государственные (муниципальные) органы и организации, осуществляющие деятельность в жилищной сфере, обязаны рассматривать направленные им итоговые документы, подготовленные по результатам ОЖК и направлять соответствующим субъектам ОЖК обоснованные ответы.

Вместе мы сильнее, наша цель установление справедливости! Вместе защитим наши права!

Председатель ПРОО “Центр защиты прав

потребителей и граждан в сфере ЖКХ”

Мигачева Светлана

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *